СТАТЬЯ

Пять проблем, с которыми сталкиваются студенты-фотографы, и способы их решения

На виртуальном мероприятии Canon, собравшем ведущих экспертов фотоиндустрии, обсуждались проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты, и пути их решения. Все самые важные рекомендации мы собрали в этой статье.
Вид сверху, показывающий девочку в джинсовом платье, радостно раскачивающуюся на качелях. Она откинулась назад, ее глаза закрыты.

Девочка на качелях из серии «В тени пирамид», снятой Лорой эль-Тантави в 2005–2014 годах. Британско-египетская фотожурналистка и другие амбассадоры Canon поделились советами и опытом с молодыми фотографами в рамках программы обучения студентов Canon в 2021 году. Снято на камеру Canon EOS 30D (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 90D) со следующими параметрами: 70 мм, 1/800 сек., f/16 и ISO 200. © Лора эль-Тантави

Конкуренция в любом прибыльном бизнесе всегда высока, и фотография не исключение. Однако участие в программе обучения студентов Canon обеспечивает начинающим фотографам преимущества на старте.

В рамках этой ежегодной программы знаменитые профессиональные фотографы делятся практическими советами по работе в фотоиндустрии. В 2021 году в этом мероприятии, которое носило виртуальный формат, принимали участие Рикки Роджерс из Reuters Pictures, кандидат в члены Magnum Линдокуле Собеква и Фиона Шилдс из The Guardian, а также амбассадоры Canon Лора эль-Тантави, Гульшан Хан, Габриэле Галимберти, Илви Ньокиктьен и другие.

В рамках этого мероприятия традиционно обсуждались многие проблемы, возникающие у студентов-фотографов, и способы их решения, которые в конечном итоге позволят новичкам выйти на новый профессиональный уровень. В этой статье мы рассмотрим эти проблемы и рекомендации ведущих экспертов по их решению.

Крупный план ЖК-дисплея камеры Canon EOS R5 на съемках в горах.

Владение навыками видеосъемки приобретает все большую актуальность для фотожурналистов, так как аудитория переходит от традиционных печатных СМИ к цифровым источникам, где изображения играют ведущую роль, и отдает предпочтение видео, а не тексту. © Иван д'Антонио

1. Необходимость создания мультимедийных сюжетов

«Сегодня, чтобы работать новостным фотографом, обязательно владеть навыками видеосъемки, — говорит амбассадор Canon и фотожурналист Магнус Веннман. — Вы останетесь без работы, если не умеете работать с видео. Сегодня это неотъемлемая часть работы фотографа, потому что печатные издания практически исчезли, и все переместилось в Интернет. Именно видеосъемка позволяет нам конкурировать с другими новостными СМИ».

«Я уверен, что многие студенты лучше меня разбираются в технических аспектах видеосъемки, но я советую изучить принципы журналистской работы — способы поиска уникальных сюжетов, которые могут увлечь и заинтересовать зрителя. Если людям сегодня чего-то и не хватает, так это уникальных историй со всего мира».

Черно-белый портрет Магнуса Веннмана в бейсболке.

Магнус Веннман

Магнус — амбассадор Canon и один из самых успешных фотографов Швеции, удостоенный более 80 наград, включая шесть премий World Press Photo, причем в разных категориях. С 2001 года он работает штатным фотографом в одной из крупнейших ежедневных газет в Скандинавии, Aftonbladet.

2. Эффективная подача основной идеи сюжета

Хотя сегодня интернет-аудитория с благодарностью принимает работы авторов, эффективно подать идею редактору по-прежнему нелегко.

Ключ к успеху — это четкость и лаконичность, как говорит Фиона Шилдс, глава отдела фотографии в лондонской газете The Guardian. «Структурируйте подачу по принципу пирамиды. Продумайте заголовок, затем краткое резюме и — как третий уровень — подробно расскажите о сюжете. Объясните, почему он актуален или нужен именно сейчас. Затем покажите PDF-файл с изображениями, чтобы фоторедактор мог сразу же оценить качество вашей работы.

Фиона Шилдс. Автор фотографии: Пол Хэкетт.

Фиона Шилдс

Фиона — глава отдела фотографии в британской газете The Guardian. У нее за плечами более 20 лет редактирования изображений — она причастна к созданию новостных сюжетов об «Арабской весне», теракте 11 сентября и миграционном кризисе.

Продемонстрируйте работы в различных жанрах, но докажите, что можете следовать инструкциям заказчика. Я бы сказала, что заказчикам, рассматривающим вас как исполнителя, важно видеть, что вы можете создавать фотографии, соответствующие их стилю. При этом обязательно покажите и примеры более смелых работ, которые можете создавать, допустим, что-то более креативное».

Стол с множеством разных фотографий.

Старайтесь отбирать для портфолио максимально разнообразные работы, чтобы проиллюстрировать сюжет и продемонстрировать свое техническое мастерство. © Пол Хэкетт

3. Что делать, чтобы выделить свою работу среди остальных

Портфолио — это ваш пропуск в индустрию, но важно тщательно подходить к отбору работ. «Я думаю, что к фотографии нужно относиться как к приготовлению блюда, — рассуждает Томас Борберг, главный фоторедактор датской газеты Politiken.

— Отдельные изображения — это ингредиенты. Нужно отобрать самые лучшие и приготовить из них блюдо, за что и отвечает процесс редактирования. Затем это блюдо нужно эффектно подать. Но ингредиенты должны быть самыми лучшими. Если некоторые изображения не дотягивают, их не стоит использовать. Подача тоже должна по-настоящему меня заинтриговать. Вам нужно сразу же завладеть моим вниманием».

Томас Борберг. Автор фотографии: Пол Хэкетт.

Томас Борберг

Томас является преподавателем фотожурналистики — он ведет лекции и принимает экзамены — а также редактирует изображения для фотокниг и регулярно приглашается в совет жюри различных фотоконкурсов. В настоящее время он занимает должность главного фоторедактора в датской газете Politiken.

Рикки Роджерс, главный редактор Reuters Pictures, согласен, что сжатое портфолио скорее привлечет внимание редакторов, у которых и так полно дел: «Мы нанимали людей, в портфолио у которых было всего пять фотографий, зато каких. Иногда нам присылают портфолио с 50 работами, и, честно говоря, изучать их очень трудно. Поэтому отбирайте только лучшие работы и помните: лучше меньше, да лучше».

Портрет Рикки Роджерса.

Рикки Роджерс

До прихода в Reuters Pictures Рикки был геологом на нефтяном месторождении, а затем создал первое в Боливии агентство новостных фотографий. Ранее он был ведущим фотографом Reuters в Южной и Северной Америке, а сейчас работает в Лондоне в качестве главного редактора агентства.

4. Как сохранять актуальность в социальных сетях

Социальные сети, конечно же, играют важную роль в карьерном росте, и тщательно подобранная коллекция изображений формирует имидж личного бренда. Но как привлечь внимание к своему профилю?

«Мне совершенно не важен дизайн, — говорит Ларс Линдеманн, руководитель отдела фотографии в журнале GEO. — Самое главное — это фотографии. Хорошим дополнением могут быть видео, позволяющие лучше понять стиль работы фотографа. Но дело не в дизайне, не в оформлении постов и не в частоте публикаций, дело в качестве самих работ».

«Важный момент: некоторые люди в Instagram или Facebook используют странные псевдонимы, я думаю, это связано с тем, что раньше многие люди пытались сохранить анонимность в социальных сетях, и это понятно. Однако я считаю, что если вы используете соцсети как профессионал, то должны указывать в профиле свое настоящее имя».

Черно-белый портрет Ларса Линдеманна.

Ларс Линдеманн

Ларс Линдеманн — руководитель отдела фотографии и заместитель арт-директора в GEO и PM. Он фоторедактор-самоучка, фотограф и куратор фотовыставок, а также соучредитель Hamburg Portfolio Review.

Амбассадор Canon Лора эль-Тантави подчеркивает важность текста, сопровождающего изображения в социальных сетях. «Важно понимать значение подписей, которые сопровождают посты, потому что часто это может создавать проблемы, допустим, если используется неправильный хэштег, неоднозначный или спорный. Я считаю, что автор несет ответственность как за изображения, так и за слова, которые использует».

Canon Ambassador and documentary photographer Laura El-Tantawy.

Лора эль-Тантави

Лора — британско-египетский фотограф и амбассадор Canon. Она изучала журналистику и политологию в Университете Джорджии, США, после чего работала новостным фотографом в американских региональных газетах. В 2020 году ее работа победила на конкурсах W. Eugene Smith Memorial Fund Grant и PHmuseum Women Photographers Grant.
Мужчина идет между белыми стойками с экспонатами на выставке фотографий.

Программа обучения студентов Canon обычно проводится в рамках фестиваля фотожурналистики Visa pour l'Image во Франции, но в этом году мероприятие проходило в виртуальном формате.

5. Соблюдение личных границ и забота о психическом здоровье

Если история касается лично вас или вам интересен герой, ваши работы могут приобрести дополнительную глубину и смысл. Однако это налагает на фотографа определенную ответственность, как перед героями сюжетов, так и перед самим собой. Как далеко стоит заходить в поисках истины?

«Всякий раз при редактировании работ, когда какое-то изображение вызывает у меня чувство неловкости, я представляю, что на нем изображен я сам. Согласился бы я, чтобы меня вот так изобразил другой фотограф, — говорит южноафриканский фотограф-документалист и член-корреспондент Magnum Линдокуле Собеква. — Ответив на этот вопрос, я обращаюсь к людям, изображенным на фото. Что они об этом думают? Обычно у них есть собственная точка зрения, и затем мы уже работаем вместе».

Черно-белый портрет Линдокуле Собеквы.

Линдокуле Собеква

Южноафриканский фотограф-документалист Линдокуле Собеква занимается фотографией с 2012 года. Его работы были опубликованы в южноафриканских газетах Mail и Guardian, Vice Magazine и De Standaard, а также были представлены на фотофестивале в бельгийском городе Гент. С 2018 года он также сотрудничает с Magnum как кандидат в члены.

Амбассадор Canon Бике Депоортер говорит, что часто заходит слишком далеко, особенно в работе над долгосрочным проектом «Агата», который посвящен исследованию сложных отношений между фотографом и героиней съемок — женщиной, с которой Бике познакомилась в стриптиз-клубе в Париже. «Я никогда не думала, что проект зайдет так далеко. На обложке книги я пишу, что готова покинуть проект, потому что он стал слишком личным. Но осознание, что ты зашел слишком далеко, всегда приходит постфактум, конечно же. Вот почему важно периодически брать паузу и не стремиться постоянно показывать что-то новое».

Линдокуле говорит, что одновременная работа сразу над двумя-тремя проектами помогает ему избежать нервного срыва. «Как только я чувствую, что проект меня слишком изматывает, я начинаю заниматься другим проектом. Потом я к нему возвращаюсь, но могу взглянуть на все свежим взглядом. Нужно заботиться о себе. Можно медитировать, а можно вести дневник. Это также помогает выплеснуть все негативные эмоции, связанные с работой. Эти и другие инструменты помогают фотографу справляться с подобными проблемами».

Портрет Бике Депоортер с камерой в руках при слабом освещении.

Бике Депоортер

Бике начала изучать фотографию в 18 лет и в 2009 году получила степень магистра в области фотографии в Королевской академии изящных искусств Гента. С 2016 года она сотрудничает с Magnum Photos как действительный член и удостоена таких премий, как Magnum Expression Award, премии Ларри Султана и Prix Levallois.
Marcus Hawkins

Статьи по теме

  • СТАТЬЯ

    Из студентов в амбассадоры Canon

    Документальный фотограф Ксения Кулешова рассказывает о своей карьере и делится советами с теми, кто планирует добиться успеха в фотожурналистике.

  • СТАТЬЯ

    Сочетая работу и учебу: Эмиркан Чорут

    Студент, фотограф в агентстве и амбассадор Canon делится советами по организации карьеры фотожурналиста во время учебы в университете.

  • СТАТЬЯ

    Эксперты рассказывают, как подготовить впечатляющее фотопортфолио

    Три отраслевых эксперта делятся советами по подготовке идеального фотопортфолио — от выбора изображений до принципов презентации.

  • СТАТЬЯ

    Чему меня научил мой первый коммерческий заказ

    Четыре фотографа и кинорежиссер рассказывают, как получили свои первые коммерческие заказы, и делятся советами по поиску заказчиков.

  • Подпишитесь на рассылку

    Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro