ФОТОСЪЕМКА СПОРТА
Экшн-фотография: советы от профессионала
Узнайте больше о фотосъемке динамичных видов спорта — ознакомьтесь с советами от мастера по съемке маунтинбайкеров.
ФОТОСЪЕМКА СПОРТА
Любите спорт, но не знаете, как запечатлеть его уникальным и увлекательным образом? Немного практики — и вы сможете создавать творческие кадры, которые помогут вам вновь и вновь переживать лучшие моменты игры.
В этой статье пять профессиональных фотографов спорта делятся советами и техническими приемами, которые они выучили за годы творческой съемки на матчах и турнирах по всему миру. Неважно, на какую камеру вы снимаете — Canon EOS 90D или Canon EOS-1D X Mark II, — принципы фотосъемки остаются прежними. Узнайте, как идеально запечатлеть удар, после которого боксер отправился в нокаут, как вызвать у зрителей наиболее сильные эмоции, а также использовать зум и кадрирование для создания чего-то необычного, в этом руководстве по фотосъемке спорта для начинающих.
Фотограф Getty Images Марк Кольбе, которому удалось создать это изображение, где мяч для настольного тенниса как будто парит над головой игрока, рассказывает историю создания снимка: «Я сделал этот кадр для Getty Images, когда впервые в своей жизни работал на турнире по настольному теннису. Я знал, что крупные планы игроков во время подачи всегда популярны, поэтому искал участников с необычным стилем подачи».
«Я приметил красную стену арены, а мой взгляд зацепил Рикеш Такури из Маврикия — не только благодаря его стилю подачи, но также благодаря тому, что одна из ламп очень ярко светила на его макушку. Матч уже подходил к концу, и у меня было не так много времени на создание кадра, который я задумал. Я выбрал фикс-объектив 400 мм, поскольку знал, что в случае успеха зум поможет мне запечатлеть подброс мяча и концентрацию спортсмена. Я хотел сфотографировать мяч в момент, когда он будет находиться прямо над головой спортсмена, а тот будет пристально смотреть на него, создавая эффект левитации. Это еще одна причина использования объектива 400 мм и работы с крупным планом — я хотел запечатлеть только голову спортсмена и мяч на красном фоне. Поскольку я снимал очень крупным планом, у меня не было запаса по области кадра, но на последней восьмой подаче все элементы мозаики сложились воедино, и я смог сделать нужный кадр».
Тем, кто хочет создавать столь крупные планы, Марк советует следующее: «При увеличении для фокуса на действии старайтесь планировать наперед, чтобы понять, в какой момент кадр получится наиболее удачным, и начинайте снимать, когда нужные элементы сойдутся воедино! Часто при использовании зум-объективов возникает соблазн постоянно менять масштаб… Это может привести к потере концентрации. У вас будет больше шансов поймать момент, если вы будете терпеливы — выберите фокусное расстояние, которое вам по душе, и ждите возможности сделать изображение, которое надеетесь получить».
Если вы хотите добиться аналогичных результатов с Canon EOS 90D, попробуйте использовать ее с объективом Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS II USM. С максимальным зумом вы сможете сидеть на трибунах и даже оттуда фотографировать все в деталях, а 32,5-мегапиксельный датчик APS-C камеры Canon EOS 90D позволит вам еще больше приблизиться к объекту съемки, расширяя диапазон эффективных фокусных расстояний для телеобъективов.
Фотожурналист мира спорта Элизабет Кройц, работающая с оборудованием Canon и создавшая изображение боксеров во время боя (см. выше), говорит о важности умения поймать решающий момент состязания. «Для создания этого кадра с Мэнни Пакьяо и Тимоти Брэдли я использовала объектив Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM — он позволил запечатлеть происходящее крупным планом и передать драматизм и силу удара. Мне нравится момент, который показан на этой фотографии, — это непосредственно момент удара, выражение лица Мэнни, напряжение мышц, разлетающийся во все стороны пот спортсменов и яркая лампа, светящая ровно между ними».
По словам Элизабет, для съемки подобных моментов необходимо всегда быть наготове. Она также говорит, что помочь может работа с камерой в режиме серийной съемки: «Выберите режим приоритета выдержки и установите выдержку короче 1/1000 секунды. Для максимальной частоты кадров вам также потребуется перевести камеру в режим непрерывной съемки». Canon EOS 90D может фотографировать с частотой 10 кадров/сек., что дает вам хорошие шансы на создание желаемого кадра.
Что касается фокусировки, Элизабет предпочитает полный контроль над ней: «Я выбираю автофокусировку по одной точке и вручную меняю точку во время боя, чтобы полностью управлять композицией. Это требует некоторой практики, особенно при съемке более подвижных боксеров», — говорит она. Если вы предпочли бы не работать с автофокусировкой по одной точке, следящая автофокусировка, доступная на большинстве камер Canon, включая и Canon EOS 90D, позволит вам сфокусироваться и отслеживать движение объекта в кадре, что очень помогает при фотосъемке спорта.
Бывший амбассадор Canon Том Дженкинс работает фотографом спорта в национальных британских газетах The Guardian и The Observer. Он рекомендует экспериментировать с размытием изображения, как на его снимке выше, и передавать таким образом чувство скорости и восторга. «Я сделал этот кадр для The Guardian во время забегов мужчин на 1500 метров, — говорит он. — В том забеге не было именитых спортсменов, поэтому я решил поэкспериментировать с длительной выдержкой и мультиэкспозицией. Я пытался сделать акцент на движении бегунов и творчески подойти к передаче ярких футболок, шорт и кроссовок, а также табло стадиона. После нескольких экспериментов с местоположением и выдержкой мне удалось сделать нужный кадр, воспользовавшись техникой проводки в момент, когда спортсмены пробегали мимо меня. Это изображение является комбинацией из двух совмещенных в камере фотографий, где я быстро уменьшил масштаб между созданием снимков мультиэкспозиции».
«Каждый раз, когда у меня появляется возможность поэкспериментировать, я использую ее для анализа своих попыток: что удалось, а что пошло не так. Я стараюсь сохранить эти знания в надежде, что однажды мне удастся применить эту же технику съемки для другого вида спорта».
Совет Тома: «Играйте с техникой проводки, выдержкой и зумированием на камере. У меня есть Canon PowerShot G7 X Mark II, которая отлично подходит для проводки с длительной выдержкой. На мой взгляд, съемка с проводкой дает наилучший результат, если вы находитесь параллельно происходящим событиям, так что стоит задуматься о своем местоположении и том, есть ли возможность поменять его на более удобное для создания кадра».
Репортажный фотограф Марк Аспланд — главный спортивный фотограф в The Times, одном из крупнейших ежедневных изданий в Великобритании. Он также является амбассадором Canon и любит располагать свое оборудование Canon в стратегических местах, чтобы делать разнообразные снимки, такие как этот кадр со скачек. «Именно этот кадр я сделал, дистанционно управляя камерой с расстояния примерно 18 метров. Я разместил камеру с установленным на нее передатчиком под перилами и убедился, что в кадр попадает финишный столбик. Когда я узнал, что лошадь пересекает финишную черту, я сделал серию с частотой 12 кадров/сек., чтобы та камера с большей вероятностью запечатлела нужный момент. К счастью, победившая лошадь находилась ближе к камере, поэтому в кадре выглядела больше, в то время как лошадь, занявшая второе место, по сравнению с ней выглядела гораздо меньше.
«Этот снимок также является особенным потому, что лошадь удалось запечатлеть во время бега — благодаря удачному освещению можно увидеть ее грацию и силу, а также лицо жокея; более того, победивший жокей одет в ярко-оранжевый костюм, который гораздо сильнее бросается в глаза, чем, например, черный. Ну и, конечно же, в кадр попал финишный столбик».
Чтобы воссоздать подход Марка, вы можете расположить камеру в нужном месте и управлять ей удаленно с помощью приложения Canon Camera Connect на смартфоне (если камера оснащена модулем Wi-Fi) или с помощью беспроводного пульта управления. Кроме того, для съемки с необычных ракурсов и углов вы можете использовать поворотный экран камеры (если она им оснащена). «Не стоит снимать традиционным образом, — говорит Марк. — Забудьте о стандартных "стоковых" техниках съемки и не стойте там, где, как вам кажется, должны стоять все остальные фотографы.
Если вы фотографируете молодых ребят, играющих в футбол, встаньте за воротами, которые охраняет стоящий в луже паренек, ожидающий удара нападающего — все дело в анализе ситуации и поиске в ней необычного».
Амбассадор Canon и фотограф спортивных событий Андрей Голованов говорит, что некоторые спортивные события могут сделать ваши фотографии еще более интересными. «В 2014 году, через два года после съемки портретов участников Московского марафона, я решил запечатлеть это событие для себя, — говорит он. — Я знал все тонкости, включая места, с которых будет лучше всего видно маршрут следования участников: это Москва-Сити и Кремлевская набережная. Сначала я выбрал Москву-Сити, где можно запечатлеть происходящее на фоне небоскребов. Там я нашел на асфальте идеальную лужу: в ней отражались башни Кремля, а мимо нее пробегали участники марафона. Мне кажется, что это замечательная фотография, и она принесла мне главный приз в категории "Необычное" французского фестиваля Sportfolio».
«Начинающим фотографам я могу посоветовать оттачивать навыки, пробуя интересные композиции на местных событиях, которые легко посетить, а не на чемпионатах мира в других регионах. Марафоны станут отличным выбором для съемки, потому что обычно они открыты для зрителей. В течение года в большинстве городов проводятся забеги на длинные дистанции, и там у вас будет достаточно времени поэкспериментировать и изучить выбранную технику съемки».
«Взгляните на окружающую среду, в которой вы снимаете, и представьте себе творческий способ рассказать историю с визуальной точки зрения. К примеру, если на вашей камере есть поворотный экран, попробуйте снимать с нестандартных обзорных точек, например над толпой, сквозь толпу или с уровня тротуара. Использование отражений, таких как эта лужа, — это еще один отличный трюк. Ищите воду без ряби или чистые окна машин и зданий — даже солнцезащитные очки могут сработать вам на пользу. А то, что происходит дальше, — это дело практики; чем больше опыта, тем лучше фотографии».
Мастерская творчества — это ваш основной источник интересных полезных материалов: интервью и советов по фотографии и покупке оборудования; здесь вы сможете найти лучшую камеру или принтер и претворить в жизнь свои творческие замыслы.
Вернуться ко всем советам и техническим приемамФОТОСЪЕМКА СПОРТА
Узнайте больше о фотосъемке динамичных видов спорта — ознакомьтесь с советами от мастера по съемке маунтинбайкеров.
ФОТОСЪЕМКА СПОРТА
Известный фотограф спорта Дэйв Роджерс делится 10 лучшими советами и приемами спортивной фотосъемки.
ПРИРОДА
Профессиональный фотограф спортивных мероприятий Рихард Вальх делится экспертными советами по созданию превосходных зимних фотографий, от выбора камеры до установки наиболее подходящих настроек.